Главная страницаРазное Публикации

13/12/13

Технические характеристики глазурей


Специальные исследования керамического материала и анализ данных письменных источников выделяют наиболее важные особенности технологии и технической характеристики этих глазурей. Так, основным показателем первой группы глухих глазурей является их непрозрачность. Проблема возникновения глухих глазурей дискуссионна. Дискутируются время, место происхождения этого типа глазурей, на основе   технической   схемы которых развились знаменитые люстры (Р. Гобсон, Ф. Дсй Ф. Мэтсон). Однако, несмотря на особый   интерес, который вызывают глухие глазури, они   исследованы   практически еще мало, в частности плохо   изучены   их   состав, свойства и т. д. В отличие от ранних щелочных глазурей, в которых происходило расстекловывание масс, обусловленное недостатком разработки технологической схемы их изготовления, непрозрачность в глазурях рассматриваемого   вида   достигается   целенаправленным введением специального глушителя — двуокиси олова SnО2, дающей наибольший эффект.

Уже незначительное содержание се обеспечивает выпадение кристаллов внутри глазури. Образуется двухфазная стекловидная масса с разными показателями преломления. Количественное содержание окислов олова, судя по данным специального исследования (химического, спектрального) глухих глазурей средневековой керамики Афрасиаба, Хульбука Мерва, Замах-шара и т. д., колеблется в пределах 0,3—9%.

Невысокое содержание в оловянных глазурях щелочей технически обусловлено, поскольку такое содержание щелочей во фриттованных глазурях «препятствует выпадению SnО2-Al2О3; РbО и CaF2, по-видимому, повышает действие SnО2 в качестве глушителя» ,. Среди глухих глазурей значительная часть окрашенных. Красителем является окись меди. В качестве основы состава рецептуры глухих глазурей выступали: натрий-свинец-олово-силикатные и натрий-калий-кальций-магний (алюминий)-свинец-олово-силикатные — стекловидные массы. Различие количественного соотношения основных компонентов определяло разнообразие конкретных, практически используемых  рецептов.

Вторая группа глазурованных изделий связывается с прозрачной бесцветной глазурью и иодглазурной росписью. В качестве обязательных технических признаков здесь выступают  белый подглазурный   ангоб из высококачественной   светложгущейся или реже карбонатной глины, минеральные и металлические красители. По внешнему виду и характеру оформления здесь выделяются изделия: а) с монохромной пятнистой росписью плавкими красителями (медный краситель); б) с монохромной росписью твердыми красителями, часто специально стабилизированными глиной (технический прием, характерный для среднеазиатских мастеров, а в Иране практикуемый в основном керамистами Нишапура); в) с полихромной росписью плавкими красителями и гравировкой; г) с полихромной росписью твердыми красителями и гравировкой. Рассматриваемую группу изделий характеризуют наиболее широкий ассортимент глазурей и разнообразие рецептуры их изготовления.

Вариации по количественному содержанию основных компонентов состава глазурей определяют многообразие их рецептов, в том числе внутри каждого типа. Так, например, для Хульбука отмечено более десяти различных рецептов, связываемых с указанными типами глазурей. Весьма показательна для указанной группы керамики устойчивость связи стиля подглазурной росписи, подбора красителей, их сочетания, фона. Однако при широкой распространенности многих общих основных вариантов подглазурной росписи для различных памятников выделяются свои наиболее характерные.

При изготовлении керамики с прозрачной глазурью и подглазурной росписью использовался наиболее разнообразный ассортимент сырьевого материала. Это прежде всего свинец, выступающий в качестве основного плавня во всех свинцовых глазурях. Как материал он известен в технологии изготовления стекловидных масс еще по рецептам XVII в. до н. э. и достаточно хорошо и подробно для своего времени описан средневековыми учеными (например, ар-Рази, Бируни) под названиями усруб, усруф, араб, анук. Практически он был освоен в гончарном производстве в различных соединениях в виде чистого свинца, сурика, глета, свинцового блеска и т. д. Среди красителей фритты и красок росписи — окись меди, сурьма. «Краску винного цвета [дает] магнисийа (марганец)». Окись марганца часто вводилась, судя по характеру исследуемой массы красителя, породой, содержащей окиси железа и марганца,— магл. Под свинцовой глазурью она давала густой коричневый с красновато-коричневым оттенком (цвета печени) цвет. Довольно широкое применение, особенно в полихромной росписи, получили красные минеральные красители (охры, ожелезненные глины и т. д.).
 
cosmoagida.ru

космоэнергетика активизирует творческий потенциал человека, стремящегося к развитию и духовному росту




kvkorolev.ru

Социально развитый город королев благоприятен для оформления операций с недвижимостью




Комментарии

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться
Сейчас на сайте посетителей:2



фыв